В Северной столице прошла XII Всероссийская конференция «Российский строительный комплекс»

10 сентября 2021 года в Петербурге состоялось крупнейшее отраслевое мероприятие федерального масштаба – XII Всероссийская конференция «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство».

На площадке «Park Inn by Рэдиссон Прибалтийская» собрались первые лица профильных федеральных и региональных органов государственной власти, крупнейшие застройщики, представители подрядных организаций, профессиональных и общественных объединений, ведущие эксперты, представители саморегулируемых организаций, технических вузов из разных российских регионов, чтобы в формате открытого диалога обсудить острые проблемы строительного комплекса.

Мероприятие по традиции началось с пленарного заседания в формате «открытого микрофона», модератором которого выступила ведущая телеканала «Россия» Мария Ситтель.

В президиум вошли федеральный инспектор по Санкт-Петербургу аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Татьяна Кубракова, депутат Госдумы РФ, президент СПб ТПП Владимир Катенёв, заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко, вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Линченко, и.о. заместителя председателя Правительства Ленинградской области по строительству и ЖКХ Евгений Барановский, управляющий директор АО «ДОМ.РФ» Кирилл Гришанов, президент НОСТРОЙ Антон Глушков, вице-президент НОСТРОЙ, вице-президент СПб ТПП Антон Мороз, вице-президент НОПРИЗ, координатор НОПРИЗ по СЗФО Александр Гримитлин, вице-президент Российского Союза строителей Анвар Шамузафаров, директор технологической платформы Группы «Эталон» Роман Тарасенков, координатор Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по СЗФО, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Дмитрий Панов.

Почётными гостями мероприятия стали Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Федоров, директор Правового департамента Минстроя России Олег Сперанский, руководитель Северо-Западного управления Ростехнадзора Константин Давыдов, руководитель представительства Губернатора и Правительства Ленинградской области при Правительстве РФ Михаил Москвин, начальник ГАУ «Леноблгосэкспертиза» Денис Горбунов, руководитель Ленинградского УФАС России Тимофей Крюков, председатель Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов РФ Борис Сошенко, координатор НОСТРОЙ по г. Санкт-Петербургу Александр Вахмистров, Первый вице-президент Российского Союза строителей Владимир Дедюхин, вице-президент Российского Союза строителей, исполнительный директор ССОО Олег Бритов, исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин, руководитель Аппарата НОПРИЗ Сергей Кононыхин, исполнительный директор московского филиала Исследовательского Института Номура (NRI.Япония) Андрей Родионов.

Приветствие полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Александра Гуцана зачитала Татьяна Кубракова, от имени главы Минстроя России Ирека Файзуллина к присутствующим обратился его заместитель Сергей Музыченко.

Началась дискуссия с обсуждения законодательного регулирования строительной отрасли, сокращения административных барьеров и ценообразования. Антон Глушков акцентировал внимание на уходе от обязательных требований и их значительном сокращении, что позволяет заказчику самостоятельно определять, каким образом он обеспечивает необходимые параметры безопасности и комфорта объекта. Говоря о разрабатываемом Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений, президент НОСТРОЙ высказал позицию, что техническое регулирование в сфере строительства нужно переводить с федерального уровня на министерский, что позволит оперативно внедрять в практику строительства быстро меняющиеся современные материалы и технологии.

О работе Минстроя России по сокращению админбарьеров и актуализации нормативной базы рассказал Сергей Музыченко. Он сообщил, что в конце 2020 года и в текущем году отменено более 3000 устаревших нормативных актов, что позволило сократить на 30% количество обязательных требований в строительстве. Переходя к вопросам ценообразования, замглавы ведомства сообщил, что Минстрой запустил изменения в Постановление Правительства РФ №1315 и планирует предусмотреть изменение цены контракта с 1 января 2021 года. Сергей Музыченко также подчеркнул, что постановления о пересчете цены контракта на сегодняшний день приняли 29 регионов, ещё 37 регионов готовы их выпустить, у 17 они в высокой степени готовности. «Главгосэкспертиза и региональные экспертизы должны быть к этому готовы. Сроки очень сжатые. В ближайшую неделю, может быть две, будет наплыв с заходом в экспертизу на проверку достоверности сметной стоимости», – подчеркнул замглавы Минстроя.

Затрагивая наболевший для всех рост цен на стройматериалы, спикер сообщил, что ведомство осуществляет мониторинг порядка 17 основных материалов, где разброс идет от 10% до 100% удорожания. В связи с этим необходимо менять законодательство в сторону объективной реальной цены сметы контракта, считают в Министерстве. Здесь ведется работа в рамках перехода на ресурсно-индексный метод, который должен состояться в I квартале 2022 года, а пока идёт процесс наполнения ФГИС ЦС.

Продолжая тему, Антон Мороз заявил, что к сентябрю текущего года цены на строительные материалы достигли своего максимума и в дальнейшем расти не должны. По его словам, остановить рост стоимости стройматериалов удалось благодаря совместной работе Минстроя России, ФАС, Минпромторга и НОСТРОЙ. Однако нельзя исключать возможности дальнейшего увеличения цен, поскольку они, в первую очередь, регулируются рынком. «Металлурги смотрят на заграничные цены. Конечно, им выгоднее продать продукцию за рубеж и получить больший доход. Исходя из этого растут и внутренние цены», – пояснил Антон Мороз.

Вице-президент НОСТРОЙ добавил, что на повышении стоимости квадратного метра жилья сказались также переход отросли на эскроу-счета и дефицит кадров: «Вопрос нехватки рабочей силы является очень болезненным для строительной сферы. Нужно готовить собственные кадры и заниматься переквалификацией».

По видеосвязи к обсуждению присоединился вице-президент АО «Атомстройэкспорт» по управлению дочерними строительными организациями («Росатом») Дмитрий Волков. Он рассказал, как справляется с текущими вызовами «Росатом», поднял вопрос промышленного производства стройматериалов и высказал необходимость создания Программы развития промышленного производства, которая позволит управлять стоимостью проекта. Отдельно эксперт отметил позитивную практику использования информационного моделирования, которое хоть и удорожает этап проектирования, зато заметно может уменьшить затраты на этапе строительства.

Николай Линченко поприветствовал участников от имени Правительства Санкт-Петербурга и отметил хороший конструктивный диалог города с Минстроем России. «Основная точка роста у нас – использование строительной отрасли как локомотива развития экономики в целом. И могу сказать, что мы один из немногих регионов, который при ковидном вызове стройки не останавливал, что позволило не просаживать это направление. И сегодня по многим показателям мы уже восстановили объемы, а по некоторым и вовсе превзошли доковидные объемы», – заявил он. В части цифрового регулирования вице-губернатор напомнил, что Петербург стал первым городом в России, где выдали заключение госэкспертизы на объект, полностью спроектированный на основе BIM-технологий, и этот детский сад в текущем году уже успешно введён в эксплуатацию. По мнению Николая Линченко, цифровой строительный контроль должен войти в систему нормирования проектно-изыскательских работ, что сделает отрасль проектирования реально конкурентоспособной.

В свою очередь Владимир Катенёв сообщил о предпринимательском климате в Северной столице, отметив, что Петербург позитивно выходит из пандемийного кризиса, индекс промышленного производства по итогам года составил более 108%, а объём строительных работ за полгода превысил 224 млрд рублей.

В ходе обсуждения жилищного строительства и развития ИЖС Николай Линченко рассказал о ходе выполнения Адресной инвестиционной программы и о комплексе соглашений по строительству объектов социальной инфраструктуры в Петербурге. По его словам, сегодня в городе ни одно новое разрешение на строительно-монтажные работы не выдаётся без 100% обеспеченности жилья всеми необходимыми объектами социальной инфраструктуры.

Говоря о развитии ИЖС, Сергей Музыченко осветил ряд направлений, которые сейчас прорабатываются Министерством в сфере индивидуального жилищного строительства – обеспечение ИЖС необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой и привлечение в сегмент средств банков.

Антон Глушков сообщил о программе в рамках Стратегии агрессивного развития инфраструктуры, которая называется «Мой частный дом». Она содержит в себе четыре ключевых направления развития индивидуального домостроения: формирование земельного банка ИЖС, реестра типовых проектов ИЖС, типовых решений по подключению и синхронизацию инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций с планами развития территорий застройки ИЖС в регионах, а также формирование института кредитования ИЖС. По его мнению, здесь лидером является «ДОМ.РФ».

Подробнее о первых запущенных в текущем году сделках банка по кредитованию ИЖС рассказал управляющий директор АО «ДОМ.РФ» Кирилл Гришанов. Главной проблемой он назвал неликвидность залога, который банк берёт на обеспечение ипотеки. Отдельно спикер обратил внимание на проводимую совместно с Минстроем разработку стандартных проектов, которые, с одной стороны, будут легко оцениваться банками, а с другой, будут привлекательны для покупателей. Еще один аспект, которому уделил внимание выступающий – финансирование застройщиков. Он считает, что необходимо в ближайшее время распространить на ИЖС те принципы, которые используются в многоэтажном строительстве, а именно эскроу-счета.

Ситуацию с ИЖС в Ленинградской области осветил Евгений Барановский. Он напомнил, что это регион традиционной малоэтажной застройки, где более половины жилья – объекты ИЖС. За год в области было зарегистрировано 12200 домов площадью 1,6 млн кв метров. Кроме того, Ленобласть стала одной из первых, где реализована ипотека для ИЖС от «ДОМ.РФ».

Анвар Шамузафаров поднял проблему, связанную с пространственным развитием России. Так, продолжается тенденция по стягиванию населения в агломерации, что, по мнению спикера, является абсолютно неправильным подходом, не совпадающим с мировыми тенденциями. Вице-президент РСС обозначил первоочередные задачи, которые сейчас стоят перед страной: возрождение существующих поселений и освоение остальной территории страны. «Если мы хотим, чтобы у нас была нормальным образом освоенная территория страны, должна быть совершено новая градостроительная политика. К сожалению, у нас так сложилось, что градостроительные проблемы потерялись между различными ведомствами», – констатировал он.

Опытом редевелопмента промышленных территорий мегаполисов японских коллег поделился исполнительный директор московского филиала Исследовательского Института Номура (NRI.Япония) Андрей Родионов. На примере «серого пояса» Петербурга он обозначил проблемы, которые возникают при редевелопменте промзон, и продемонстрировал успешные примеры реализованных в Японии проектов.

Также участники обсудили ещё одно серьезное испытание, которое ждёт госзаказ в строительстве – с 1 января 2022 года бюджетное строительство переходит на технологии информационного моделирования (ТИМ). Александр Гримитлин заметил, что без ТИМ продвигаться вперёд нельзя, и поскольку с обозначенной даты вся проектная документация по объектам госзаказа должна предоставляться в цифровом виде, задача НОПРИЗ – помочь этому переходу стать безболезненным. Вице-президент НОПРИЗ рассказал о подготовленных нацобъединением электронных справочниках программных продуктов, которые включают в себя случаи применения цифровых технологий в проектно-изыскательской деятельности и обзор существующего на рынке программного обеспечения.

Управляющий партнер Юридического бюро «Григорьев и партнеры» Александр Григорьев, констатируя факт, что госзаказ составляет более 70% рынка, обратил внимание на проблемы в 44-ФЗ, где не предусмотрено обеспечение обязательств со стороны госзаказчика. В свою очередь Сергей Музыченко озвучил целесообразность принятия отдельного закона, который бы регулировал ценообразование в строительстве.

С докладом о цифровизации и практике внедрения технологий информационного моделирования (ТИМ) выступил директор технологической платформы Группы «Эталон» Роман Тарасенков. Перечисляя преимущества технологии, он рассказал, что ТИМ помогают обеспечивать планирование затрат, продаж, графика производства работ, а также разработку ресурсного плана.

Координатор Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по СЗФО, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Дмитрий Панов в своём докладе обозначил наиболее болезненные точки развития стройотрасли и реализации нацпроекта «Жилье и городская среда».

Оживление среди участников дискуссии вызвало предложение создать 3D Генплан города с учётом перспективного освоения подземного пространства Петербурга. Инициативу поддержал Николай Линченко.

Подвёл итоги пленарного заседания Антон Глушков. Он поблагодарил спикеров за конструктивную дискуссию об инструментах, механизмах и законодательных изменениях в отрасли и резюмировал, что сейчас самый главный вопрос, как всё это эффективно реализовать в ближайшее время. «В этой связи нам всем необходима организация хорошей коммуникации между собой – между бизнесом и властью. Для этого существуют национальные объединения и профессиональные союзы, и стоит объединить свои усилия для того, чтобы все озвученные предложения оперативно применить на практике».

После обеда деловую программу конференции продолжили тематические секции по ценообразованию и требованиям к современной фасадной системе, а для специалистов строительных саморегулируемых организаций продолжил свою работу Всероссийский семинар «Юрист саморегулируемой организации в области строительства».

Конференция прошла при поддержке полномочных представителей Президента РФ в Северо-Западном и Уральском федеральных округах, Совета Федерации, Госдумы, Минстроя России, Минобрнауки, ДОМ.РФ, исполнительных и законодательных органов власти Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов.

Источник: bsn.ru